27 октября

Венский марафон: стены нет!

Поделиться
Поделиться

Наш ученик Коля Богомолов пробежал марафон и по горячим следам написал колонку о своём опыте. Читайте его рассказ и вдохновляйтесь на собственные подвиги.

file

Моя марафонская история началась весной 2015 года, когда я зарегистрировался на Московский марафон. Отбегав несколько весенних забегов, стал готовиться по обычному для любителей методу: засел за книжки с интернетом и через пару недель решил, что знаю о беге на длинные дистанции практически все.

Награда за самоуверенность последовала скоро: через месяц, когда объемы начали приближаться к рекомендуемым, заболело колено. Еще месяц я ждал, что оно пройдет само, потом искал врача, потом лечился.

Марафон я все-таки пробежал. Слот был, хотелось посмотреть, что это за мероприятие и сойти в середине. Но бежалось хорошо, так что ушел на полную дистанцию. Хорошо было первые 35 километров, после чего началась череда страданий. Оставались какие-то жалкие семь километров, по меркам всей дистанции — копейки. Но бежать, даже медленно, не было никакой возможности. Пробовал ходить пешком, оттоптанные ноги немного отпускало, бежал дальше. Так повторялось три раза, пока не в поле зрения не появился финиш. Лежа на траве с задранными ногами, я не понимал, радоваться или огорчаться. Вроде бы удалось финишировать, с другой стороны, 3:38 — куда медленнее, чем можно было бы пробежать при нормальной подготовке.

file

К тому времени я уже осознал, что дальше так бегать нельзя, нужно процесс систематизировать. Методики из книжек результата не давали, возникали проблемы с элементарными вещами, посоветоваться было не с кем, так что набил шишек я везде, где только возможно. Пробовал найти тренера, но выбор оказался настолько богат, что остановиться на одном варианте из десятков так и не смог. Пока друзья из российского представительства BMW не предложили съездить на мюнхенский полумарафон, предварительно поучившись два месяца в беговой школе I Love Running. Поучился хорошо, но мало. Но появилось главное — ясность, в каком направлении двигаться дальше.

В это время в школе I Love Running уже шла подготовка к Венскому марафону. В отличие от полумарафонской экспресс-группы, курс там растянули на семь месяцев, в самый раз, чтобы как следует подготовиться. С тренером я уже был знаком. Сергей Беляков, в недавнем прошлом профессиональный марафонец, мастер спорта, несколько раз вел занятия в мюнхенской группе и успел произвести самое лучшее впечатление. К тому же, он тоже ездит на мотоцикле, так что мы быстро нашли общий язык.

file

График тренировок оказался очень комфортным. В четверг вечером после работы переодевались в Лужниках, в раздевалках «Дружбы» и бегали по Воробьевым горам, где есть и длинные плоские участки, и горки, и при этом регулярно чистят снег. По субботам занимались в Крылатском в 10 утра, вроде не катастрофически рано просыпаешься, но при этом день остается свободен. Район приспособлен для бега еще лучше Лужников, особенно для горного. А в плохую погоду можно переместиться на 400-метровую дорожку велотрека и бегать посуху в летней форме. Особенно хорошо для интервалов и других видов быстрого бега, поэтому большинство субботних зимних занятий у нас именно там и проходило.

Еще два, редко три дня были заняты самостоятельными беговыми тренировками, два — ОФП. Самая большая дистанция — 22 километра, причем только один раз. После марафонских программ из книжек, где рекомендуется бегать ежедневно и делать длительные по 35 километров, выглядела программа подозрительно легкой. Хотя под конец было тяжеловато, не столько бегать, сколько вставать утром после тренировки. Но как раз в те моменты, когда усталость накапливалась до околокритического уровня, неожиданно начинались разгрузочные дни. Так что как следует устать нам так и не удалось.

file
Скрин дневника тренировок

Бегали мы по пульсу. Поначалу темп казался слишком низким, временами приходилось бежать так медленно, как не бегал никогда. Появилась даже легкая паника, но постепенно при том же частоте сердечных сокращений я начал бежать намного быстрее. Если на первых занятиях пульсу 150 соответствовал темп около 6 минут на километр, то за полгода занятий он постепенно вырос до 4:50. Так что казавшиеся поначалу легкими кроссы превратились в достаточно быстрые и тяжелые тренировки.

Оказалось, занятия в группе отлично дисциплинируют. За все время я пропустил только одну общую тренировку, и то отработал прогул в командировке. Удивительным образом обошлось без серьезных болезней, разве что иногда случались легкие простуды, вполне объяснимые плохой погодой. Штаб периодически приглашал врачей, так что можно было проконсультироваться насчет каких-то болячек.

Неприятности посыпались за две недели до марафона. На одной ноге заболел ахилл, на другой — надкостница, по-очереди болели спина, живот, голова. На предпоследней тренировке решил побегать по вылезшему из-под снега грунту, поберечь ноги, и сразу же подвернул стопу. Организм как будто предчувствовал, что его ждут изощренные издевательства, и всеми силами этому сопротивлялся. Но перед вылетом все хвори отступили, разве что немного беспокоил неприятный кашель.

file

В самолете Москва-Вена удивляло обилие пассажиров в кроссовках, спортивных часах и с другими особыми приметами бегунов на длинные дистанции. На месте регистрации удивились еще сильнее: в точке сбора школы I Love Running обнаружилось больше двухсот учеников из разных городов России, часть — марафонцы, часть — полумарафонцы. Штаб и здесь отработал наилучшим образом. Собравшимся объяснили все тонкости мероприятия, показали, куда идти и что делать, провели беговую разминку. Вечером перед стартом и вечером после финиша школа арендовала ресторан для паста-пати и праздничного ужина.

Вроде бы, германские страны должны быть эталоном орднунга. Поначалу так и было. На регистрацию ломились огромные толпы, но их оперативно пропускали через стойки и даже в достаточно насыщенном экспо проходимость была сравнительно быстрой. Когда внутри накапливалась критическая масса людей, вход закрывали, но ненадолго. Организация старта тоже оказалась образцовой: грамотно расставленные секторы, передвижные камеры хранения, чтобы доставить вещи со старта на финиш, и даже мужские туалеты упрощенного образца, в которые очередь была намного меньше, чем в кабинках.

file

А на дистанции творились не очень понятные вещи. Пункты питания чаще всего располагались чуть раньше анонсированных отметок, а предупреждающие о них таблички либо висели слишком поздно, либо их не было вообще. При этом тебе надо было успеть достать гель из сумки, открыть, высосать, проглотить, перестроиться через толпу к столам и там запить достаточным количеством воды. Поначалу удавалось не всегда, так что часть дистанции пришлось бежать с приторно-сладким вкусом во рту.

Но это была не главная проблема. Поскольку пейсмейкеров почему-то не было, решил держать заранее обговоренный с тренером темп по GPS-часам Polar M400, которые до этого без проблем отработали ровно год. Но на десятом километре они стали терять сигнал и показывать очень странные данные о скорости и расстоянии. Попробовал перейти в ручной режим, засекать время по километровым отметкам. Но они почему-то стояли не везде, а конвертировать в уме двух-трех километровые отсечки в нормальные темповые величины не получалось. В итоге побежал по ощущениям, разглядывая красоты одной из самых привлекательных европейских столиц.

Опыт собственный и посторонний подсказывал, что самое интересное должно начаться после тридцатого километра. Чтобы не было так называемой «стены», то есть резкого упадка сил в последней четверти забега, все известные мне источники рекомендовали бегать длительные тренировки свыше 30 километров. Кроме нашего тренера, уверявшего, что у него свои методы. В итоге он оказался прав: никакой стены даже близко не чувствовалось. На 32 километре, когда окружающие заметно погрустнели и начали сбавлять скорость, а кое-кто перешел на шаг, я ускорился и даже перед финишем выдал небольшой спринт. И все ученики из нашей группы, кого я спрашивал, пробежали без всяких стен.

file

Главная неприятность ждала на финише. Оказывается, часы показывали абсолютно некорректный средний темп, и середину гонки я бежал заметно медленнее, чем планировалось. Итоговое время получилось 3:22, на 16 минут быстрее, чем осенью. И при этом я не лёг костьми, как тогда, а завершил дистанцию в достаточно бодром состоянии, для заминки прошел три километра до гостиницы, а вечером на здоровых ногах добрался до ресторана, где проходил общий школьный ужин. Там обнаружился костяк нашей группы, живой, здоровый и очень довольный. Добежали все, даже те, кто в начале обучения с трудом пробегали «десятку». И практически сразу, не успев восстановиться, энтузиасты договорились со штабом I Love Running, чтобы нас практически в том же составе тот же Сергей Беляков готовил к осеннему Московскому Марафону. Так что продолжение нашей марафонской истории следует в ближайшем будущем.