Мы продолжаем знакомить вас с тренерами I Love Supersport. Людьми, которые, будучи профессионалами самого высокого класса, с удовольствием тренируют любителей и помогают полюбить бег так, как любят сами. Сегодня наш герой — Светлана Нечаева. Её историю записал наш ученик, марафонец и журналист Коля Богомолов.
Профиль:
Родилась в Ростове-на-Дону
Образование высшее физкультурное, закончила Государственный
Центральный Ордена Ленина Институт Физической Культуры и Спорта
В спорте с 1980 года
В легкой атлетике с 1980 года
Мастер спорта международного класса
Победительница горного марафона «Юнгфрау», Интерлакен, Швейцария 1999, 2000
Победительница европейского челленджа горных бегов 1999–2000
Обладательница европейского рекорда трассы «Километр вертикали Валь’д’Изер»
Победительница забега «Сьер — Зеналь» 1998, 1999, 2000
Победительница «Марафон Хельсинки» 1988, 1993, 1994
Бронзовый призер забега «Марвежоль — Манд», 1999
Тренерский опыт 4 года
Специализация в школе I Love Running: горный бег
Личные рекорды:
42 км — 2:32:20
21 км — 1:11:35
3000 м — 8:52
1500 м — 4:11
О жизни и спорте
Легкой атлетикой я начала заниматься в детстве. Сначала училась в спортивной школе, потом в спортивном интернате, специализировалась на дистанциях 800 и 1500 метров, участвовала в соревнованиях уровнем до чемпионата Европы.
В 26 лет перешла на длинные дистанции. Благодаря большому беговому опыту адаптировалась быстро, выполнила норматив мастера спорта международного класса, выигрывала марафоны в Хельсинки, Париже и так далее, занимала 9 место в Нью-Йорке. Жила во Франции, много бегала, практически каждые выходные были соревнования, и в какой-то момент менеджер предложил мне попробовать себя в горном беге.
В России в 90-х вообще не было такого понятия. Был еще один горный бегун, Леонид Тихонов, мы вдвоём и осваивали это направление, а больше, что это такое, никто толком и не знал.
Переход на горный бег дался легко, хотя соответствующего опыта у меня не было, разве что на сборах мы много бегали по холмам. Оказалось, что главное здесь — хорошая беговая подготовка, а с ней уже привыкаешь быстро. Первый же забег я выиграла, хотя условия были непривычные, склоны, высота, камни. Дважды выигрывала один из самых известных горных марафонов «Юнгфрау» в швейцарском Интерлакене.
В 1999–2000 годах выиграла все пять забегов, входивших в европейский горный челлендж. В 2000 году в Интерлакене победила в дуэли с Франциской Мозер, известной швейцарской бегуньей, победительницей Нью-Йоркского марафона, которая потом погибла в горах. Она была единственной, с кем в те годы можно было бороться, потому что другие соперницы были заметно слабее.
Борьба началась потом, когда уже у меня ухудшилась форма. Вообще, во всей моей спортивной жизни мне лучше всего удавалось подготовиться именно к горным забегам. Именно там были наилучшие ощущения, когда ты быстро бежишь, выигрываешь, ставишь рекорд и при этом не чувствуешь особенного напряжения. На ровном марафоне у меня такого никогда не было. Это очень ценные впечатления, которые остаются на всю жизнь, и я стараюсь своих учеников готовить именно так, чтобы и они получили от забега удовольствие.
«Юнгфрау» называют самым красивым марафоном в мире, но он еще и один из самых сложных. Марафон и на равнине пробежать не каждый сможет, а здесь в общей сложности перепад высот вверх по вертикали составляет 1800 метров. Маршрут линейный, практически все время приходится бежать в гору, иногда по узким тропикам.
Бывают кольцевые маршруты, там подъемы чередуются со спусками, причем бежать вниз технически сложно, можно сильно травмироваться. Так что спускаться тоже нужно учиться.
На освоение техники уходит много времени, поначалу может казаться, что ничего не выходит, но при регулярных занятиях все получается. Два года мои группы из I Love Running на сложном забеге в Марселе финишируют благополучно, и никто не жалуется на колени. Вообще, для учеников мы стараемся подбирать наименее травмоопасные маршруты. Да и организаторы в последнее время стали заботиться о безопасности, проводят старты летом, в хорошую погоду, если вдруг выпадает снег и становится скользко, сокращают, отменяют или переносят старт.
Сейчас в России горный бег активно развивается. Есть сборная, которая выезжает на крупные соревнования, в том числе Чемпионат мира, много соревнований проводится в России. В чем-то российским бегунам, у которых рядом нет гор, сложнее готовиться, чем французам или швейцарцам, живущим рядом с Альпами. С другой стороны, для повышения функционального уровня вовсе не обязательно каждый день бегать в бесконечные подъемы.
Для нормальной подготовки москвичам достаточно Воробьевых гор и Крылатского. Мы бегаем там и по асфальту, и по грунту. Не хватает разве что камней под ногами, к ним желательно привыкать, но это не такая большая проблема.
У меня два тренерских образования. Я закончила институт по специальности «тренер по легкой атлетике», а также выучилась на тренера по фитнесу. Это тоже достаточно много дало для понимания тренировочного процесса, как и где работают нужные мышцы, какие использовать дополнительные упражнения. Тренерской работой я занялась, когда еще выступала на профессиональном уровне. Франция — страна небольшая, в легкоатлетическом мире, а тем более в горном, все друг друга знают, представлять себя не нужно.
Люди стали подходить, спрашивать совета, с кем-то мы вместе бегали. Через какое-то время я вернулась в Россию. В 2014 году мы познакомились с основателем школы I Love Running Максимом Журило, я ему много рассказывала про горный бег и в конце концов заразила его этим направлением. Так в школе появились мои группы, где студенты готовятся к забегам по горам. На самом деле я учу и обычному равнинному бегу, но и там даю горные тренировки.
На склонах тренируются легкоатлеты, выступающие на любых дистанциях. Там очень быстро укрепляются все необходимые для бега мышцы, улучшается аэробная подготовка. Бег в гору отлично оптимизирует технику, ты просто не можешь откинуть назад корпус или приземлиться на пятку, приходится все делать, как нужно. Так что горная школа улучшает результаты не только в горном беге.
У всех моих учеников заметно растет скорость и на равнине. А если на трассе классического марафона есть подъемы, их даже не замечают. В горные группы мы приглашаем тех, кто уже имеет опыт в равнинном беге, желательно прошедших обучение в школе I Love Running. Учимся долго, почти год, в прошлом году к сентябрьскому старту начинали готовиться в январе, в этом — в ноябре. Летом ученики уже готовы выходить на промежуточные старты.
Мотивация в горном беге несколько отличается от традиционной беговой. Результат там сложно измерить временем, он очень зависит от перепада высот, поверхности, погоды и так далее. Если взять горный марафон в Интерлакене, хорошей целью для новичка может служить сам факт финиша. Бег там непростой, закончить дистанцию намного сложнее, чем на равнине.
В моей группе забег 2015 года добежали все, и это является показателем правильной подготовки. А в последующие годы уже можно будет сравнивать свое время на одной и той же трассе, итоговые места и мотивировать себя их улучшением. В горах любитель может показать достаточно высокий результат. Если на равнине это практически нереально, впереди бегут одни профи, то здесь при хорошей подготовке, трудолюбии и некотором таланте можно занять достаточно высокое место.