Поговорили с триатлонистом Сергеем Хазовым о его поездке в Китай на серию стартов по мультиспорту.
Сергей — очень суровый триатлонист-любитель, участник чемпионата мира по IRONMAN на Гавайях, призер нескольких стартов IRONMAN на полной дистанции и на половинке. Какое-то время Сергею принадлежал рекорд по прохождению полной дистанции среди россиян-любителей. К слову, последние дистанции он сделал меньше чем за 9 часов.
Сергей, мультиспорт, да еще и в Китае — далеко не самый тривиальный выбор. Расскажи, с чего вдруг такой порыв и как ты вообще туда попал?
На самом деле меня пригласили друзья, спросили, не хочу ли я попробовать. Я подумал, посоветовался со своим тренером. Он говорит: «Езжай, отдохни, это что-то новое». Так получилось, что все совпало, и я уехал.
Расскажи поподробнее о таком формате соревнований, что это вообще такое?
Я был там почти три недели. Провел пять-шесть гонок, не все они были по мультиспорту. Был и маунтинбайк и что-то типа триатлона, где плавание заменено на греблю. Но основной гонкой, ради которой мы ехали, был именно мультиспорт. Горный велосипед, бег, как правило, по пересеченке, гребля на байдарках и caп. Это такая длинная доска, как для серфа, только ты на ней гребешь веслом. Работа с веревками, спуск, подъем на жумарах, кто знает. Было еще преодоление различных препятствий. Вот это всё и есть мультиспорт.
Это вообще популярно в Китае?
Я думаю, что это популярно вообще в мире, потому что на крупные старты приезжают очень сильные иностранные команды, с которыми нам точно было бороться нереально и китайцам тоже. Из Новой Зеландии, например, приезжала команда, там один парень у них, его действующий результат на марафоне — 2 часа 20 минут, и десятку он бежит примерно 30 минут 20 секунд. Вот такие ребята участвуют в мультиспорте.
Забегая вперед. Велосипеды за полмиллиона-миллион мы знаем, что есть. Байдарки бывают за полмиллиона?
Скорее всего, бывают. Но если с велосипедом ты едешь своим, то байдарки предоставляют организаторы, и они довольно-таки простые. Они не спортивные, не гоночные, это больше туристический вариант, чтобы любой желающий мог на ней проплыть, она видимо более устойчивая, чем спортивная.
Впечатления от стартов расскажи, новая страна для тебя, новый формат соревнований…
Что касается самих соревнований, конечно, понравилось, наверное, всё — это что-то новое, интересная конкуренция. Наверное, это все-таки больше относится к туризму, чем к спорту в моем понимании, так как темп гораздо ниже, но длительность больше. Например, гонка в Улонге, которая длится четыре дня — гонка линейная. Это значит, что ты стартуешь в одном месте и заканчиваешь в другом, и тебе надо подготовить все транзитки заранее. У меня был день, когда мы финишировали в 7 вечера, а в 9 вечера тебе надо уже сдать все вещи на следующие транзитки. Ты пришел домой, снял мокрые кроссовки, мокрые вещи и закинул их в следующую транзитку. Завтра, когда ты прибежишь к этому ящику, ты оденешь свои грязные вещи, кроссовки и побежишь дальше. Ты берешь четыре комплекта, но все равно их все за первые два дня намочил, а высохнуть они не успевают. Это естественно там. Ты должен быть готовым.
Как с погодой там было?
Практически все гонки-многодневки проходят в горах, где очень влажно. Даже если нет дождя, вещи не успевают высохнуть. Берешь по твоему мнению сухую вещь, которую никогда не надевал, а она влажная. Практически всегда дождь, если ты находишься в горах. Как-то так. Было две гонки, когда было жарко, и последняя гонка была в другом месте, недалеко от Пекина: сухой климат, солнце, где-то под плюс 28-30°С.
Главный вопрос всех бегунов: медали были?
Да.
Красивые?
Нормальные. За все старты дали четыре футболки и обязательно медаль.
А что еще в стартовом пакете?
Один раз даже был какой-то гель местный китайский.
Попробовал?
Нет.
С собой привез?
Нет, оставил там.
Возможно, через таможню не прошел бы.
Да. Обязательно какой-нибудь мешочек именной и программа соревнований, которая вся на китайском. Там ничего не понятно. Ты открыл, полистал и убрал ее навсегда.
Сколько участников в подобных соревнованиях?
Не скажу, что это супермассово. В среднем, наверное, в районе 100 человек.
100 команд или 100 человек?
100 человек. Конечно, более популярные старты 200 человек легко набирают. Но нет такого, что несколько тысяч стартует. Точно нет. Популярные старты — это 250-300 человек. Но надо понимать, что это не потому, что непопулярно, просто в одни выходные в Китае могут проходить порядка 30 подобных мероприятий.
Именно по мультиспорту?
Они все примерно одинаковые. Это необязательно мультиспорт. Это может быть квадратлон, как там у них называется — это велосипед, байдарка и бег, либо трейл какой-то, либо что-то еще. Смежные виды спорта, которые ты можешь выбрать и участвовать в другом регионе.
Зрители были или там негде зрителям наблюдать за прохождением дистанции?
Все наши старты проходили в некрупных городах. Мы всегда куда-то уезжали от крупных городов за 200-300 км и стартовали там, но такое чувство, что местные жители очень редко видят иностранцев. Тебя дергают все за руку и просят с тобой сфотографироваться. Прямо останавливаются машины и говорят: «Можно сфотографировать тебя на телефон?».
Сейчас по всему провинциальному Китаю на стенах дома висят фотографии с тобой?
Не только со мной.
С точки зрения организации, качества организации стартов как обстоит дело?
С точки зрения организации там с одной стороны очень все круто: перекрываются дороги, очень много волонтеров, очень много полицейских, солдат. Мы ехали последнюю велогонку, последний этап был 30 км. Мне показалось, что каждый 200 м стоит полицейский. Зрители, конечно, есть, это местные жители, которые выходят, подбадривают. Допустим, мы ехали по дороге, которая соединяет два крупных города, там ведется огромная стройка, загнана куча техники, и для вот этого местного старта остановили эту стройку и два дня отдыхали рабочие. Это говорит, наверное, об уровне организации. С точки зрения безопасности и согласования всё попроще. Ты можешь плыть на какой-нибудь реке и 10-15 минут не встретить никакой лодки, никакой помощи, ничего. Не то чтобы это минус, это, наверное, какой-то местный менталитет. Брифинги только на китайском языке, и все положения тоже на китайском. Если ты не знаешь китайский язык, скорее всего, даже не сможешь зарегистрироваться на гонку.
Ты не занимаешься скалолазанием и греблей. Как тебе эти виды дались?
Что касается гребли, мне примерно показали, что надо делать, сказали, что я делаю неправильно, надо грести корпусом, а гребу руками. Сказали: «У тебя очень быстро забьются руки, и ты начнешь грести правильно». И мне повезло: со мной в лодке сидел парень, который гребет давно, и моя задача была грести, а он больше рулил и управлял. Если бы все делал я, то, наверное, было бы хуже. Что касается веревок, то в этом плане у китайцев все очень строго. Несколько вариантов страховки, чтобы ты не дай бог не сорвался или что-то еще. Прежде чем тебя допустить, всё проверяют, тебя пристегивают. Мне показали, что надо делать. Не скажу, что там было что-то очень сложное, в принципе нормально всё было. Кстати, вспомнил: для иностранцев очень часто организаторы оплачивают проживание, оплачивают переезд туда и обратно.
В этот раз у тебя также было?
Да. Но этот переезд только по Китаю. Твоя задача — добраться до Китая, а потом могут оплатить переезд. Это не всегда так, но некоторые крупные гонки поддерживают иностранцев таким образом и оплачивают. Но опять же для иностранцев, как правило, стартовый взнос гораздо выше, чем для местных. На четырехдневную гонку в Улонге раз в пять-шесть для иностранцев стартовый взнос выше, чем для местных.
И сколько это?
Стартовые взносы были от 5000 рублей до 500 долларов.
Давай про страну теперь поговорим. Ты первый раз был в Китае?
Да, первый раз.
Чем больше всего тебя впечатлил, запомнился тебе Китай?
Сложно сказать. Я не много времени провел в крупных городах, чтобы что-то такое увидеть. Больше, наверное, какие-то провинции. Огромные стройки. Там делается, мне кажется, куча дорог, мостов. Мы были в провинции Чан Суне. Если не ошибаюсь, там пяти- или шестиуровневая развязка. Ты слышал хоть раз про город Чан Сунь хоть раз?
Нет.
Мне кажется, если бы у нас строили такую развязку, она была бы в Москве и нам бы сообщили по об этом по Первому каналу.
А там это рядовое событие?
Да. Там очень большие мосты. Довольно-таки крупные стройки и причем не в самых значимых местах. Второе, наверное, это еда. На мой взгляд, там практически ничего есть или ты должен как-то к этому быть готов. Ты будешь есть, скорее всего, только рис с соевым соусом и в праздники лапшу. И то если сможешь сказать, чтобы туда не добавляли специи. Потому что это есть невозможно, тебе все жжет, и ты ничего не чувствуешь. На вокзале когда ты видишь McDonald's или KFC, ты заходишь туда, и там очень мало народу. У нас всегда очередь перед KFC. А там очереди в местных кафешках, а в KFC никого.
KFC и Макдональдс такие же, как по всему миру?
Да. Меню такое же, но по вкусу отличается. Допустим, в KFC крылья не острые. Не такие, как у нас, по крайней мере. Обычная жареная курица.
Что вам такого предлагали, что невозможно было есть?
Питание проходит таким образом: ты заходишь в зал типа шведского стола и смотришь: жижа, жижа, какие-то непонятные грибы, какое-то непонятное желе. Тебе сложно это положить даже себе в тарелку. Ты берешь рис и спокойно идешь его есть.
Цены в Китае. Ты успел что-то про это понять?
Да. В Китае, наверное, вообще не дешево.
Это миф, что в Китае всё очень доступно?
Я не скажу, что всё доступно. Сникерс стоит 80 рублей. Любое пиво, даже самое дешевое, стоит, наверное, от 50-60 рублей. Точно не дешево. Нет такого, как в Казахстане, например.
Где коньяк по 300 рублей?
Да. В Китае очень мало знакомых нам продуктов. Всё в основном местное. Ты покупаешь и до самого последнего момента не понимаешь, что ты купил. Вроде бы купил арахис, а он перемешан с перцем, который ты не можешь есть, у тебя немеет язык или всё жжет. Просто откладываешь в сторону и покупаешь следующий арахис. Вместо чупа-чупсов там могут быть куриные лапы в вакуумной упаковке, которые по 10 рублей стоят.
Ну и как?
Я не пробовал. Нет, допустим, там мюсли, гречки, обычных макарон в нашем понимании, такого нет вообще. Я ни разу этого не видел в магазинах. Вообще нет сыра. Нет кофе.
Кофе нет?!
Да, за всё мое пребывание в Китае у меня три раза был случай, когда я смог купить себе кофе «три в одном». Они не пьют кофе. Все пьют чай, очень много чая. У них, кстати, еще нет сладостей. А местные сладости, что готовят, прямо не очень. И нет хлеба.
Главный вопрос, который интересует лично меня: как китайское пиво?
Пиво есть, но очень и очень слабое. Понятно, что китайские сорта пива в районе трех градусов, Харбин. Но даже пиво под европейскими марками Tuborg, по-моему, 2,8. Будвайзер там 2,6. Не знаю, с чем это связано, но всё пиво вот такое.
Я сейчас подумал, бедные китайцы, которые ездят в Россию в командировки. Они если нашего пива хлебанут, то их же потом развезет дня на три.
Наверное, так и есть. Хотя у них продается водка 45 градусов. У них есть довольно-таки крепкий алкоголь, который в свободной продаже ты можешь купить.
От людей какие впечатления? Чем их жизнь отличается от нашей, что тебе бросилось в глаза?
Они, наверное, очень патриотичные. Не знаю, какое слово лучше подобрать. Я приводил пример, что они не ходят в Макдональдс.
Консервативные?
Да, им нравится своя местная еда. И у них очень много плакатов различных, где серп и молот до сих пор.
Там же компартия вообще-то в Китае.
Да. Явно заметно, что их ничего не интересует, кроме своего. Хотя вроде они пытаются быть более европейскими. Женщины работают наравне с мужчинами. Ведутся дорожные работы и раскидывают камни мужчины, и рядом то же самое делают женщины. У них такие же лопаты и так же они таскают, и ничего в этом нет такого.
Запомнили, девушки-россиянки? Вы еще неплохо устроились.
В этом плане да.
Где жили в Китае во время гонок?
Мы всегда жили в отелях, которые нам предоставляли организаторы. Отели разные — от шикарных отелей до совсем простых, когда у тебя унитаз напротив душа. И душ — это дырка в полу, и всё. Нет никаких душевых кабин.
Мне кажется, удобно.
Сидя на унитазе, ты можешь принять душ.
Давай о твоих результатах на гонках. Чего удалось достичь?
Наверное, раза три я был в десятке и пару раз я был на 12-ом, 15-ом месте.
Включая командные гонки?
Да, это включая командные гонки. Вообще из всех гонок, где я участвовал, всего одна была личка. Это была последняя гонка, где я был шестым, до третьего места мне не хватило порядка 40 секунд. Гонка два часа длилась.
Разрывы небольшие?
Да, разрывы небольшие, причем, как я писал, я заехал третий, но так как одну транзитку убрали, время чуть-чуть сместилось, и меня перенесли на шестое место.
Китайцы сами по себе сильные?
По сравнению с европейцами нет. Они очень сильно проигрывают в технике. Допустим, что касается командных гонок: всегда в команде должна быть одна девочка, и у девчонок многих проблема со спусками, будь это маунтинбайк или бег. Спуски бывают очень длинные, очень техничные и надо уметь отпускать тормоза и лететь. А если девочка едет кое-как или идет пешком, потому что ей страшно, то на одном спуске ты можешь по 30-40 минут проигрывать, а отыграть такое очень тяжело потом. Если бегут по какой-то небольшой пересеченке все одинаково или едут, те же китайские команды могут держаться наравне с европейцами. Но когда начинаются какие-то супертехничные спуски, особенно на велике, китайцы сразу проигрывают. И гребля. Тоже европейцы гребут прямо очень круто, на порядок сильнее.
Про призовые. Ходят слухи, что китайцы невероятно щедры.
Да. Призовые, как правило, на крупных гонках очень и очень хорошие. Поэтому туда приезжают сильные европейские команды. Например, на четырехдневной гонке в Улонге за первое место давали 30 тысяч долларов. Это порядка 2 млн рублей сейчас. Надо понимать, что туда, где разыгрываются большие деньги, приезжают очень сильные ребята, приезжают те, кто этим живет уже и кто этим зарабатывает. Приезжают настоящие профессионалы. Скорее всего, ты уже никогда не сможешь их обогнать. С этим надо смириться и рассчитывать на десятое место плюс-минус, за которое тоже дают деньги.
Ты сам-то в призы попал?
Я не был на подиуме ни разу, но и за пятое, и за шестое место тоже дают деньги. В Улонге на четырехдневной гонке мы заняли десятое место и на команду мы получили 5 тысяч долларов. Команда из четырех человек. Чуть больше тысячи мы заработали, по 150 долларов у каждого ушло на стартовый взнос.
В принципе, если быть готовым, повезет с соперниками, то можно даже вернуться в плюсе оттуда теоретически?
В принципе да, можно. Но надо учитывать еще…
Что ты должен быть Сергеем Хазовым и делать айрон из 9 часов.
Что эта гонка довольно-таки в экстремальных условиях, ты всегда по шею в грязи. Я к чему… У тебя очень сильно убивается велосипед, убивается вся экипировка, а это тоже не маленькие затраты. Я приехал на гонку и увидел, как приехали мои ребята из команды, чуть ли не у каждого с собой по чемодану инструментов, потому что у тебя может протечь вилка, порваться гидролиния. Когда ты едешь на айрон, у тебя нет таких мыслей. У всех с собой набор для прокачки тормозов, у всех масло для вилки, масло для тормозов. Буквально всё есть. Ты можешь разрезать покрышки, это вообще нормальное явление, потому что по таким местам проходят гонки, что капец. Что ты там за месяц убьешь тормоза свои, у тебя сотрутся колодки, к этому тоже надо быть готовым. Это не так, как у нас — раз в два года меняешь колодки и спокойно катаешься. Так что хорошие призовые всегда, но тоже надо понимать, что инвентарь убивается, и, возможно, по возвращении придется очень много вещей поменять.
И завершающей вопрос в этой части нашего разговора. Тем, кто подумывает поехать на подобные старты в Китай, какой твой главный совет? Я понял, что первый совет — брать старый комплект формы. Это раз. Что еще?
Запаситесь едой, если вдруг вы не готовы к местной еде. Очень многие наши ребята брали с собой овсянку, потому что не понятно, что тебе дадут на завтрак китайцы — жижу, или грибы, или капусту. Это у них нормально для завтрака. Будьте готовы к тому, что вы будете кушать, и если не готовы, то берите с собой. И нужно знать китайский язык.
Английский не помогает?
Английский не то чтобы не помогает, его там особенно никто и не знает. Если вы приехали туда дикарем, то у вас будут проблемы с тем, чтобы просто заявиться. Не скажу, что китайцы невоспитанные или что-то еще, но если на регистрации что-то не понятно, никто тебе не подскажет и никто не поможет. Повезет, если среди организаторов есть человек, который чуть-чуть разговаривает на английском, и он тебе поможет. Но если все-таки туда приехал, то китайцы сделают всё, чтобы тебе было комфортно. Иностранец для них — это круто, это повышение статуса любого мероприятия. Не факт, что у них получится тебе помочь, по крайней мере, они постараются.
Давай ко второй части нашего разговора, который уже посвящен твоей спортивной жизни. Ты уже прошел почти всё, что возможно, в триатлоне. Бывал практически на всех крутых стартах: IRONMAN из девяти делал, рекорд у тебя был, в призах ты был. Какая твоя мотивация к дальнейшим занятиям спортом, в чем ты ее находишь?
Мне это просто нравится. Конечно, я по-своему люблю триатлон, мне нравится бегать, нравится кататься на велосипеде. Я точно знаю, что я не смогу без этого.
Если на следующем старте вдруг тебе не дадут медаль, ты не завяжешь с триатлоном?
Нет.
Потрясающе... Мне кажется, что сейчас у бегунов, которые нас читают, челюсти отпали, ради чего, Сергей? Был какой-то момент, когда ты хотел взять и завязать или взять паузу?
Завязать — нет, точно такого момента не было. У меня были мысли завершить сезон стартом в Турции.
Половинка IRONMAN?
Да. Мы едем с друзьями туда, едет большая компания. Но после гонок в Китае мне кажется, я настолько устал, что не хочу стартовать. Я просто хочу покататься и побегать в Турции. Я беру велосипед, беру всё, я буду тренироваться, но не будут стартовать.
Это очень не похоже на стандартного триатлониста, который не тренируется, но стартует.
Опять же да.
Необычный у тебя подход. Тебе 35 сейчас?
Да.
Я понимаю, что ты живешь верой в лучшее, как и многие из нас, но сколько ты так собираешься еще шарашить по-жесткому, насколько тебя хватит?
Тут дело не столько в возрасте, дистанции длинные. Тут очень важна выносливость, которую в принципе до 40 лет еще можно держать.
На высоком уровне, на очень высоком уровне?
Да. Вальверде вон выиграл чемпионат мира по велоспорту.
Сколько ему?
38 лет. Как минимум три года еще у меня есть. Наверное, больше дело не в здоровье, а в мотивации. Поддерживать себя на таком высоком уровне — это сложнее, чем нехватка здоровья. Это очень много времени занимает, сил, ресурсов. Тут, наверное, да. По поводу здоровья я не переживаю.
Жизнь, говорят, есть и после 40. А ведь вполне возможно, там за этой чертой наступит момент, когда ты не сможешь бороться с самыми сильными на стартах в абсолюте. Ты готовишь себя к этому моменту как-то?
Нет, не готовлю.
Ты хочешь, чтобы эти несчастья обрушились на тебя неожиданно, да?
В IRONMAN, кстати, если не ошибаюсь, группа 40-44 считается одной из самых сильных, 35-39 и 40-44 — две самых сильных группы, где самая жесткая конкуренция.
Там больше всего участников. Потому что кризис среднего возраста в 40 лет наступает, и люди начинают заниматься триатлоном. Это общеизвестный факт. У тебя кризис среднего возраста наступила в 30. Помимо того, что сам участвуешь, у тебя есть ученики, которых ты тренируешь?
Да.
Скажи, тяжело работать с теми, кто бегает полумарафон за два часа?
Нет, не тяжело. Даже интересно наблюдать, как люди прогрессируют, интересно наблюдать, как у них что-то получается, и эмоций у них не меньше, чем у тебя, когда ты сделаешь айрон из девяти. А они делают половинку за 7.30.
Давай перейдем к твоим фанатам, к вопросам из соцсетей. По Китайской стене бегал?
Нет, не бегал. Видел издалека, такая белая полоска шла. Как мне сказали, это Китайская стена.
Как впечатления от Китая, ты уже рассказал. Давай развернем этот вопрос. Успел что-то посмотреть из достопримечательностей? Вот я видел у тебя на фотографиях по стеклянной тропе на скале ты ходил. Что-нибудь еще такое запоминающееся было?
Много всяких храмов, там их очень много. Вот этот стеклянный пол — это вообще очень круто. Кстати, про отношение китайцев сразу скажу. Мы пришли туда в понедельник и проход по этой стеклянной штуке был закрыт. Понедельник официально у них выходной, и там ничего не работает. Но, так как мы иностранцы, к нам подошел охранник и сказал: «Подождите, я сейчас всё решу». И через пять минут нас как туристов-иностранцев провели и показали всё.
Круто. «К китаянкам забегал?» Давай я переформулирую. Желание было?
Нет, не было.
«На Эверест ты не планируешь забираться?»
Не то что не планирую, я даже не хочу.
«Какая самая сложная из тех, в которых ты участвовал, гонка была?»
Четырехдневная гонка вот эта. Там разрешена помощь своим же участникам. У всех есть специальные рулетки, которые цепляются на велосипеде за другой велосипед, в беге за другого человека, и ты его тянешь. И, так как у тебя в команде девочка, это практически всегда самый слабый велосипедист или бегун.
Понятно, это же не камни кидать, это спорт.
Ты цепляешь и везешь кого-то. Был момент, когда я понимал, что если буду еще сильнее сейчас на педали давить, у меня сведет ноги. Так как ты делаешь это каждый день, к четвертому дню я цеплял девчонку и понимал, что я уже, мне кажется, вообще ничего не могу.
«Спроси Сергея, кто за него работает, пока он круглый год мультиспортом занимается? Тоже так хочу».
Не круглый год я занимаюсь мультиспортом.
Блиц-опрос в завершении нашего интервью. Айфон или Сяоми?
Айфон.
Бессмертие или победа на чемпионате мира по IRONMAN?
Бессмертие.
Женщины или триатлон?
Женщины.
Темное или светлое?
Темное.
Музыка или кино?
Кино.
Паста или тортик?
Паста.
Процесс и результат?
Процесс.
Кто виноват: ты или все?
Все.
Мао или Ленин?
Ленин.
Последний вопрос. Он очень не простой. Фродено или Путин?
Фродено. Это как раз простой вопрос.
В завершении нашего разговора очень коротко о твоих спортивных планах на будущее.
Что касается следующего года, я еще не до конца определился, куда поеду. Скорее всего, это будет связано больше не с моими личными пожеланиями, а с планами наших учеников, куда поедут они, куда захотят, мы, наверное, составим им компанию. В большей степени будет так. Мы вместе будем выбирать какие-то старты и уже ориентироваться на них. Это будет Астана, я думаю, на 99%. Я уверен, что мы опять все вместе поедем в Астану. И, возможно, какой-то айрон, пока не знаю. Может быть, Дания, может быть это будет не из серии IRONMAN, а CHALLENGE, потому что он в два раза дешевле, чем айрон. Пока четких планов нет. Николай Трегубов заикался про Транс Альп. Там сделали индивидуальный зачет.
Тогда тебе не придется толкать его в гору, а ты сам поедешь.
Да, можно ехать самому.