В это воскресенье несколько десятков учеников I Love Swimming проплывут дистанции 5 или 10 км на международном старте Oceanman в Испании. Накануне соревнований мы встретились с ними и обсудили пройденный путь и планы на заплыв. Герой сегодняшнего материала — Светлана Зубрицкая. Поговорила и записала Анна Антонова.
В последнее время в моей жизни очень много нового опыта. Я устала от однообразия и решила, что пора что-то менять. Я шесть лет работала на одном месте. Сейчас у меня новая работа, которая дала свободное время по вечерам. Решила это время чем-то занять и начала заниматься спортом, который приносит в жизнь все больше нового.
Когда мне было 14 лет, родители решили, что пора их дочери все-таки научиться плавать. Мы с младшей сестрой плавали сначала в лягушатнике с маленькими детьми, что было забавно, а потом перешли в большой бассейн, где какое-то время плавали вдвоем пока малышня подтягивалась. Кролем плавать не училась, мне ставили спину. Так прозанималась года полтора-два, даже участвовала в каких-то соревнованиях, а потом перестала.
На последней тренировке мы делали очень интересное упражнение. Сначала плыли кролем, на четвертый гребок переворачивались на спину, потом обратно. Оно мне очень понравилось! Я люблю кувыркаться в воде, потому что в эти моменты я максимально чувствую воду. Я очень люблю плавать и очень люблю воду. Вроде как я не водный знак, но когда прохожу мимо воды, у меня появляется желание нырнуть и поплыть. Это большое удовольствие.
Осознанно плаванием я занимаюсь год. Начала с Level 2 у Андрея Волкова. Плавать-то я умею, поэтому мне нужно было, чтобы мне поставили стиль. Это позже Андрей сказал, что на спине я тоже плаваю не очень. Кстати, сейчас я хочу освоить комплекс и жду, когда у нас в школе начнется эта программа.
Андрей — достаточно строгий тренер. Для меня важно, чтобы меня в меньшей степени хвалили, в большей степени пинали и стимулировали. И жесткость Андрея, его “Света, ты должна, плыви, делай,” — то, что мне подходит.
В Алексее Николаевиче Акатьеве такой жесткости нет. Он хороший тренер, но он мягко с нами общается. Вот он спрашивает, как самочувствие, слышит: “Да я что-то не выспалась…” — и рекомендует тренироваться спокойно, без мазохизма и не перенапрягаться. Андрей же на мое “Я больше не могу, мне плохо” всегда отвечал: “Давай доделывай! Осталось 50 метров!” А пропустить тренировку можно было, только если ты лежишь пластом.
Когда я сошла с дистанции на Плещеевом озере, Марина Витко почитала мне лекцию, а Андрей просто на меня посмотрел. И этого взгляда было более, чем достаточно. Я все поняла и решила, что больше такого в моей практике не будет.
У Марины подход к тренировкам примерно такой же, как у Андрея. Но она отличается тем, что хвалит. Конечно, фразы вроде: “Почему ты не делаешь? На Босфоре в лодочку проситься будешь?” — у нее есть. Но при этом она умудряется похвалить. Получить похвалу Андрея — это чудо. Наша группа удостаивалась хороших слов. Правда, иногда мы их сами выклянчивали, интересуясь после тренировки нашим прогрессом.
Когда с Босфором не сложилось (перед заплывом Росавиация запретила россиянам летать в Турцию, из-за чего многие наши пловцы не смогли попасть в Стамбул и переплыть Босфор — прим. ред.), я не могла плавать две недели. Было очень тяжело. Ведь я целенаправленно готовилась. И психологически эта не сложившаяся история ударила по мне очень сильно. Это внутреннее опустошение даже спровоцировало мысли, что мне и Oceanman не нужен.
Иногда я действую на эмоциях. Когда я узнала, что я точно не еду на Босфор, я сразу открыла страницу регистрации на Oceanman и записалась на 10 километров. Решила, что надо собрать себя в кучу и поставить финальную точку сезона. Ведь вся эта подготовка не может уйти в никуда.
В моей подготовке к Бенидорму нет того запала, что был перед Босфором. Даже родня удивляется. Раньше я жила плаванием, каждые выходные участвовала в каких-то заплывах. Выполняла все домашние задания тренера. А сейчас мне трудно выгнать себя в бассейн на самостоятельную тренировку. Интенсивной подготовки нет. Я чувствую, что перегорела. И допинываю себя перед стартом. Думаю, что если проплыву, почувствую удовлетворение и буду знать: эта эпопея привела к какому-то результату.
Мне все говорят: “Ты же плаваешь не за тем, чтобы получить очередную медальку с соревнований, а для себя, своего здоровья и формы. Ты же получаешь удовольствие от плавания”. Да, это так. Но меня кроме процесса всегда интересует конечная цель. Я раньше пыталась и фитнесом, и спортом каким-то заниматься, но это ни к чему не приводило. Половина абонементов в фитнес-клубы сгорала. Плюс нашей школы — в том, что перед учениками стоит цель, к которой они идут. И вот эта конечная цель мобилизует на то, чтобы делать, заниматься, тренироваться.
Самое сложное в тренировках — самодисциплина. Трудно мобилизовать себя и ни на что не забивать. У меня всегда были проблемы с силой воли. Если я один раз дам себе слабину и пропущу тренировку, пожалею себя, то это все покатится снежным комом. Важно собраться, пойти, сделать и продержаться, даже если не очень хорошо. Я выхожу вечером с работы и говорю с собой: “Вот тут вокзал — и ты почти дома. А тебе надо ехать непонятно, куда, там полтора часа тренироваться, и дома ты будешь только в первом часу ночи. Зачем тебе это нужно?” Вспоминаю о цели, собираюсь, еду, делаю. А потом по пути домой после тренировки чувствую себя хорошо: ведь я получила удовольствие от того, что поплавала.
Я мотивирую себя, представляя, как мне комфортно и хорошо в бассейне. Как мне хорошо, когда я выхожу с тренировки довольная собой и приятно уставшая. И представляю, как я буду довольна, когда достигну цели, ради которой тренируюсь. Кстати, достижения в плавании помогают достигать чего-то и в другом. Думаю: “Вот ты же дистанцию проплыла, смогла. Вот и здесь сможешь”.
10-километровые дистанции я еще не плавала. Три раза плавала “пятерку”. Даже была мысль перерегистрироваться на 5 км на Oceanman, потому что не так интенсивно готовлюсь. Но, с другой стороны, крупная цель мне больше интересна. Если уж ехать в Испанию, то для того, чтобы проплыть максимум.
Моя лучшая “пятерка” проплыта за 1 час 48 минут на заплыве “Большая вода”. И благодаря тому, что половина сильных девчонок из нашей команды уехала в Казань на триатлон, я даже получила медальку за третье место. Теперь у меня в коллекции есть настоящая медаль, иметь которую — совсем другие ощущения по сравнению с обладанием обычной медалью финишера.
Для меня важен финальный результат, но, к сожалению, во мне нет спортивной жилки, не хватает хорошей спортивной злости, когда борешься до последнего, «через не могу». На последнем заплыве большую часть дистанции я плыла вместе с одной девочкой. Уже на финише я могла приложить усилия, побороться с ней и обогнать. Я этого не сделала и пустила ее вперед. Потом вылезла из воды, посмотрела на результат, осталась категорически собой недовольна, решила, что в следующий раз так делать точно нельзя. Но знаю, что в следующий раз получится примерно то же самое.
На каждом заплыве сначала мне очень тяжело дышать. Метров 400 нужно потерпеть, отдышаться, привыкнуть. Особенно если вода холодная. На Плещеевом озере я именно поэтому и сошла с дистанции. Мало того, что были волны. Как только я погружала голову в ледяную воду, я понимала, что не могу дышать, в груди все сжималось. И проплывающая мимо лодочка демобилизовала меня окончательно. Конечно, потом, когда я залезла на лодку, я поняла все. Но все уже случилось. Кстати, тогда я себя наказала регистрацией на “пятерку” на A1 Swim в Питере. И проплыла ее.
Первый момент, который меня пугает в Бенидорме — это соленая вода. Я участвовала в заплывах только в пресной. Мои глаза очень восприимчивы к соленой воде. Конечно, очки у меня хорошие и не протекают, но очень боюсь, что если с ними на заплыве будет что-то не так, соль попадет в глаза, и я не смогу плыть. А еще я боюсь не уложиться в лимит времени. Конечно, не думаю, что не доплыву эти 10 километров. Доплыву. Вопрос, за сколько. А еще я ни разу не пробовала есть на дистанции. Но это уже интересно.
Я живу в Королеве. Работаю и тренируюсь в Москве. Ехать мне где-то полтора часа, поэтому утренние тренировки исключены: я так рано просто не встану. Тренируюсь вечером, а потом еду домой на автобусе или электричке. Начинаю по пути засыпать, все время боюсь пропустить свою станцию, но пока еще не пропускала. Кстати, тренироваться в Москве мне проще, чем в Королеве. Но неудобно все время таскать с собой сумку с купальником и инвентарем.
Я очень люблю горные лыжи. Не сказать, чтобы прямо шикарно катаюсь, но спокойной съезжаю по любым склонам.В этом году освоила элементы “фрирайда”. Мы с друзьями поехали на Шерегеш, а там очень много лесистых зон вдоль трасс, и там я каталась, когда надоедали трассы и хотелось разнообразия.
Я работаю руководителем проектов в Фонде развития промышленности. Он создан Минпромторгом для реализации программы по импортозамещению. Мы выдаем льготное финансирование предприятиям различных отраслей промышленности. Когда в фонд поступает заявка, каждый проект проходит определенные экспертизы. Потом эти экспертизы собираются, и проект выносится на рассмотрение Экспертного совета для того, чтобы иметь возможность защититься и получить финансирование. Сопровождением проекта на всех этих этапах я и занимаюсь. Выезжаю на предприятия, смотрю, живые они или нет, работают или не работают, узнаю, что планируют делать за счет государственных средств, и доношу эту информацию на Экспертном совете. Очень много командировок, которые, конечно, накладывают свой отпечаток на режим тренировок.
Я окончила экономический факультет МАИ. Потом получила профессиональное образование оценщика и 6 лет занималась оценкой бизнеса. Консалтинг — это работа, отнимающая практически все свободное время. В какой-то момент я поняла, что мне слишком сложно жить в таком ритме, я устала и поэтому ушла оттуда в Роснано, когда поступило такое предложение. С одной стороны, переход этот оказался для меня не совсем удачным. Но с другой стороны, в этой компании я узнала о проекте I Love Running, благодаря чему начала плавать.
Плавание дает мне чувство баланса. Если в воде ты поймал баланс и чувствуешь тело, можно достаточно долго и хорошо плыть. Так и в жизни должен быть баланс между всем. Нельзя полностью сосредоточиться на работе и заниматься только ей. Тогда очень быстро изнашиваешься и устаешь. При этом нельзя забить на работу, иначе ты ничего не добьешься. Важно умудряться и для себя жить, и время родным уделять, и на работе себя проявлять качественно. Как только ты достигаешь этого баланса, ты приходишь в комфорт с самим собой. Кажется, я в комфорте.