Настя занимается в группе I Love Triathlon у Ольги Пименовой, и совсем недавно она стала второй, финишировав на Wild Siberia Xtreme Triathlon 226 — одной из самых высокогорных трасс и экстремальных гонок.
Расспросили Настю о подготовке и прохождении этого далеко не простого, но очень красивого старта.
Шло лето 2024. Мы в группе все постепенно готовились — каждый в своем темпе, каждый к своему старту. Оля, наш тренер, готовилась к чему—то страшному — экстремальной половинке на Алтае, и в июле вернулась к нам с победой — новый рекорд половинки на Wild Siberia. Мы внутри группы начали шутить, что тоже туда поедем. Время шло, и внутри каждого из нас эта шутка обретала формат чего—то реального.
От Оли было много рассказов про то, как там красиво, и невозможно было уже думать о другом старте. Алтай мы решили делать сразу несколькими ребятами из группы.
Обсуждали, конечно, половинку, но мне в голову пришла мысль: «а может полный?». Написала Оле, она ответила, что если начну нормально готовиться после Турции (ноябрь 2024) — то можно. Ну и понеслось)
Вообще, когда заходишь на сайт Wild Siberia, чувствуешь вкус дикой природы и хорошего маркетинга — всё, как я люблю. Красиво, стильно, не для каждого. Мне такое надо.
Это моя первая железка. Вообще, я думала, что первая железка случится сильно позже. Но здесь почувствовала, что пора.
Я боюсь шоссейного бега — пробежать марафон для меня сейчас пока сложная задача, в первую очередь морально. А вот трейлы я люблю: посмотрела в одну сторону на гору, в другую — на небо, вот и 15 км пролетели незаметно. Поэтому делать первую железку именно экстремальную — это осознанный выбор.
Морально для меня экстремальный воспринимается сильно легче, чем шоссейная железка
На финише все не так, как представляешь себе. Там ты просто рад, что завершил. Первая моя фраза была: «я больше никогда не буду такое делать». Но, это конечно же неправда))
В целом, я не достигатор, для меня путь важнее финиша. А путь был длинным и красивым. Я просто чувствовала себя счастливой, вот и всё. Я очень довольна результатом. У меня не было сомнений, что я финиширую, но финишировать второй — это что—то из мира фантастики.
Здесь всё сошлось в одной точке — прекрасная погода, высокий моральный подъем, правильная подготовка с тренером, роскошные саппорты, суперподдержка, отсутствие поломок, падений и травм, удачный день женского цикла, без сюрпризов со стороны ЖКТ и усвоения питания. Все располагало к тому, чтобы сделать старт на «отлично»!
Мыслей совсем бросить и сойти не было. Но было три момента, когда мне хотелось плакать: два раза на веле и один на трейле.
На веле — комбинация подъемов и встречного ветра забирает последние силы, а на трейле — подъем до таймзоны с ограничением по времени и нереальным набором высоты.
На веле помогало дыхание: я считала громко вслух от одного до четырех и на каждый счет делала четыре оборота педалей. Это становится чем—то похожим на медитацию и в какой—то момент все проходит.
А на трейле помогло поплакать. После этого открылось второе (или какое оно там уже было по счету) дыхание.
Весь тренировочный процесс мне выстраивала мой тренер — Оля Пименова. Так как Оля сама делала Алтай, она понимала специфику и учитывала её в тренировках. Для вела — накатывали горки в Крылатском, для трейла — бегали зимой по лестницам в манеже велотрека, а летом ходили горки с палками тоже в Крылатском, плавать в Крылатском пруду начали в середине мая (вода была конечно не 14 градусов, но и не очень теплая).
Вообще мне повезло с холодным летом в Москве — очень много тренировалась в дождь, снег и холод, про себя повторяя, что так может быть на Алтае. Вся подготовка заняла 8 месяцев.
Самое сложное — это, конечно, время.
Работая в офисе, оставаться дисциплинированным спортсменом с ежедневной подготовкой очень сложно. Плюс выходные почти полностью уходят на тренировки. Последние месяцы объемы доходили до 24 тренировочных часов в неделю, из них 10–12 приходились на выходные. И это именно чистый тренинг. А еще прибавить сюда время на дорогу (14–20 часов в неделю), переодевание и настройку оборудования, вот и считай, что двое суток уходит только на тренировки. Еще двое суток на сон и двое с половиной на работу вместе с дорогой до офиса. И еще полденечка на ремонт, который я по глупости затеяла в этот период :) вот, считай, и вся жизнь.
Второе — это погода. В этом году Москва не радовала нас теплом. И с одной стороны — это хорошо для подготовки к Алтаю, с другой стороны — 85 км на велокольцах в 9 градусов и дождь доводили меня до слез. Примерно 8 из 10 велотренировок были под дождем или даже ливнем. Я бегала в мокрый снег, плавала в Крылатском пруду вечерами в темноте одна.
В самом начале тренировок я завела канал в Telegram, где рассказывала о своей подготовке — он, я думаю, стал моим главным способом идти дальше, не бросить, преодолеть все трудности и выходить на тренировку снова и снова.
Если интересно, можно почитать всю историю моей подготовки и самой гонки тут https://t.me/nastiedl_XTRI
Вообще, поддержка — это самое главное, что у меня было, без нее ничего бы не вышло.
Сложность шла ровно по нарастающей.
Раньше для меня всегда самым сложным этапом было плавание. Я всегда боялась не уложиться в лимит и плыть одна в самом хвосте. Но при подготовке к Алтаю я себе поставила четкую задачу — упороться в плавание. Я ходила сразу к нескольким тренерам и добилась результата — плавание на Алтае оказалось самым приятным и моим любимым этапом.
Вело началось спокойно, но последние 30 км пришлось потрудиться — от подъемов уже просто кипела голова, слезы наворачивались, от аэропосадки сдавило низ ребер и было сложно дышать, от гелей заболела поджелудочная, от соли и изотоников отекло всё тело. В таком состоянии я вышла на трейл. И могу с уверенностью сказать — я не ожидала того, что было, я не была полностью к этому готова. 30 км только вверх.
Да, трейл был самым сложным этапом.
У меня было два саппорта: один на вело — Андрей Мамаев, второй на бег — Артём Пластинин. Плюс была команда поддержки: Юля — девушка Артема, Маша — жена Андрея, Сережа — мой друг, который просто приехал поддержать.
На вело главная задача саппорта следить с одной стороны — за питанием и водой, с другой стороны — за расходом сил. Знаете, когда обсуждали питание до гонки — по плану я три раза собиралась останавливаться, чтобы поесть макароны и какие—то бутерброды с сыром. По факту, на самой гонке включается адреналин, и ты уже не хочешь/не готов останавливаться, тебе не хочется терять скорость, не хочется терять время.
Андрей очень спокойно и терпеливо пытался меня накормить, запихать в меня соль, снизить мой пульс и повысить каденс. Местами, я ловила себя на мысли, что вспоминала про воду и питание только, когда видела машину моих саппортов. В остальное время я просто забывала об этом, отдаваясь моменту крутила педали и думала только про них.
Мы договорились, что макароны я поем на середине на 90 км. Но я была настолько увлечена процессом и сосредоточена на своей скорости, что пыталась оттянуть остановку как можно дальше и кричала Андрею, что есть будем на 120 км. Он пытался убедить меня, что нужно поесть сейчас, но я сопротивлялась. Они на машине уехали вперед, а я кручу педали и внутри меня начинается борьба — адреналин говорит ехать дальше, логика — остановиться и поесть.
В итоге логика победила — через пару километров я остановилась и поела. В общем, на велоэтапе, когда ты полон сил, задача саппорта простая — сделать так, чтобы бы на трейл ты вышел живым :)
Беговой саппорт — тут вот без преувеличения 90% исхода зависит от него! Артём следил за треком, временем и пульсом, говорил, где будет очень сложно и нужно потерпеть, а где можно бежать.
Первая задача была — успеть до таймзоны и уйти на маршрут черных маек — основной маршрут гонки. Если не успеть на таймзону до лимита времени, то тебя отправят по маршруту белых маек — более короткому, менее живописному, и у тебя не будет возможности участвовать в общем зачете.
Когда мы справились с этой задачей, то решили дальше идти очень спокойно, так как думали, что уже никто из девочек не успеет пройти в лимит. Но на спуске с ретранслятора неожиданно встретили девочку, которая шла за нами, поэтому пришлось ускориться и идти активно, чтобы не уступить второе место. Весь маршрут Артём поддерживал меня морально, снимал видео, включал музыку, следил за моим эмоциональным состоянием. Без него я бы физически и морально не справилась с этим маршрутом!
Меня вдохновляла сама цель, которую я себе поставила. Это был мой поклон Сибири, которую я очень люблю.
Сейчас уже сложно вспомнить все до деталей — мозг стирает из памяти все плохие воспоминания и оставляет только хорошее. У меня была установка — получить от процесса максимум удовольствия, и я ей следовала.
В этом сезоне решено ничего больше не стартовать. В следующем году хочется сделать обычный полный из 13 часов (в смысле не экстремальный). Пока не знаю, где именно, подумаю об этом позже.
И я подала заявку на участие в жеребьевке ультратриатлона Siberman на 2027 год. Посмотрим, что из этого выйдет :)
Я бы сказала, что это будет сложно, но это того стоит!
Начни с реальной оценки сил и времени — его придется потратить много.
У тебя обязательно должен быть тренер, который понимает специфику таких стартов.
Обязательно приезжай на кемп, если такая опция есть или просто самостоятельно заранее, особенно, если это высокогорье, чтобы акклиматизироваться.
Не пренебрегай специфическим тренингом: если предполагается набор высоты — катай горки, бегай вверх по лестницам, ходи с палками по холмистой местности, приезжай на трейлы и тренировочные кемпы в горы. Работа на равнине и работа в горах — это абсолютно разные вещи, нужно быть готовым и прежде всего морально. Как ни крути — любой старт мы делаем в первую очередь головой и от уверенности в себе и понимания, что тебя ждёт многое зависит.
Ну и просто кайфуй от процесса, это самое главное!
Беседовала: Даурия Ценарева